top of page

Непсихуй, читай

Держись!


Я слышала много страшных историй про то, как злые психологи заманивают клиентов и страшным колдовством удерживают их в терапии. Если избавить эту историю от мистики и драматизма, останется holding.

Удерживание. Ребенок кричит, бьется, ранит себя. Ты охватываешь его как контейнер и держишь мягко и надежно, ожидая пока приступ "паники" прекратится и можно будет выпустить. Это про холдинг.


Причем тут клиент? Чем ближе мы подходим к "бобо", тем активнее хочется свалить. Попробуйте показать ребенку шприц и посмотрите на реакцию. Ребенка кто-то должен держать и успокаивать. Внутреннего Ребенка тоже. "Я зная, что больно и страшно. Нужно еще немного потерпеть и будет лучше. Можешь плакать, злиться, бояться. Я рядом".

Это помогает клиенту удержаться.

Есть те, кто уверенно стоит на ногах и готов следовать: идти, делать, пробовать, говорить. Но не все клиенты ресурсны, многим нужно время, чтобы начать замечать наличие Другого, отдельного, живого, реального (отличного от фантазий). Иногда требуется пол года, иногда год, иногда больше. Мне рассказывали про 5 лет надежды и веры в клиента.

Это требует невероятного усилия и желания терапевта держать клиента и себя заодно. Потому что иногда очень хочется всё бросить.

А если таких клиентов несколько сразу. Тут вспоминаю многодетных мам:) И моё "я понимаю вас" - это не лукавство. Я и правда понимаю.

Мне снится сон, в котором я кормлю грудью изломанную куклу. И пока я кормлю, она оживает. Глазам жутко, груди тепло и нежно. Мой супервизор говорит, что нужно найти баланс. Меньше тяжелых клиентов. 3-5, не больше. Я спрашиваю у нее, а кто у меня не тяжелый. Она смеется и говорит, что мне нужно как-то пересмотреть практику.

Я пересматриваю... А клиенты с депрессией продолжают звонить и спрашивать, могу ли я. Я знаю, что депрессия - это дикий младенческий голод.

Достаточно просто? Смотря с чем сравнивать, конечно.

***

У меня тяжелый клиент ... Это не новый опыт. У этого ребенка очень тяжелая мама. И мама не хочет к терапевту. Ее устраивает контейнер в виде ребенка... и меня. Это тоже не новый опыт. Так начинается каждая история, которую я слышала за годы работы в детской практике.

Но я понимаю, что устала, хочу прекратить эту китайскую пытку водой и иду к супервизору. Потом в интервизорскую группу, потом к терапевту и снова к супервизору, и снова... . Мы все ищем решения. Ребенок делает шаги вперед. Год. «Маму надо к терапевту», говорят мне. Я прошу маму обратиться за помощью. Она выдерживает 3 месяца, срывается и забирает ребенка. Снова с супервизором и группой ищем решения. Маму надо в терапию, и я снова делаю усилие. И еще 3 месяца, и еще один срыв, и еще год. Ребенок продолжает укрепляться. … Круг, еще круг, и еще круг. И это не новый опыт, это каждый первый случай, который я вела или интервизировала.

Но я устала. И я снова у супервизора, терапевта...Я делаю еще один вдох. Но я уже не надеюсь. Я продолжаю верить в ребенка, но не надеюсь. Больше нет. Я больше не готова быть Черной Королевой, бегущей изо всех сил, чтобы остаться на месте. Я готова остановиться. Больше не держать.

Момент истины. Тот самый, когда клиент начинает помнить про то, что было, как было, что будет. "Вы сегодня не спросили как я? ", "У меня есть динозавр. В следующий раз принесу тебе. "

Клиент начинает держаться за руку сам. Я могу передохнуть.


Удержится или нет?

Я из тех что быстро не сдаются: предлагаю выбор. Так себе выбор. Жесткую рамку. Но это все еще моя «рука». Мама удивляется, как я могу! Я и сама удивляюсь. Как-то могу. Да, я «плохой психолог, плохая мать и т.д. и т.п.». «Достаточно плохая мать», чтобы признавать свои ошибки, исправлять и иметь дело с последствиями.

Вы все еще ждете happy end?

Я тоже жду, но он все не наступает. 5 секунд вины. Печаль, много печали. И супервизия. Последняя по этому случаю?

Я понимаю свои ошибки, понимаю и то, что было сделано хорошо. Это неизменные величины. Я делаю выводы и отменяю правило 24 часов. Ценный опыт. Ценное решение. Тяжелое. В следующий раз будет легче.

Мне говорят, что у меня есть тайная сила, которую я в себе не замечаю — держать. Может быть. Но, видимо, не в этот раз.

И вдруг, когда я уже попрощалась и положила папочку в архив, чудо случается. «Мы будем ходить!».

Я слышала много страшных историй про то, как злые психологи заманивают клиентов и страшным колдовством удерживают их в терапии. И написала одну свою.


PS: «Мне кажется, она пропускает тех, у кого нет никакой надежды»


Свежие посты
Подпишитесь
bottom of page