top of page

Непсихуй, читай

Про клубничный холодец из монстров, сны и творчество.


Я обещала про творческие застои немного пописать, на основании того, что мы раскопали с группой и моих личных раскопок. Выполняю. Начну от печки. 1. У всех нас есть такая штука, которая позволяет видеть Суть вещей. Можете вспомнить про интуицию, третий глаз, ага, тот самый, жопочуйковый (не знаю, почему его рисуют на лбу... а вот и идея для новой картины ) Фрейд в своей концепции анализа сновидений писал о сгущении, как необходимой составляющей. В творчестве тоже самое. Сгущение проще всего объяснить на примере холодца. Холодец - это же просто мясной бульон, но выпареный. Очень насыщеный, густой. Сон - это тоже холодец, но не из свинины, а из реальности настоящего и прошлого, из несбытых желаний. И творчество тоже холодец:)


И способность к сгущению (а значит и готовке холодца ) есть у всех. Вот только холодец любят не все, кого-то он откровенно пугает. Так и сгущеные образы (усиленные, увеличенные ) нравятся не всем. Поэтому многие предпочитают с ними не встречаться: нет творчеству, играм, снам, ассоциативным рядам... и холодцу. И тут может помочь вытеснение. 2. Наша психика не безразмерна, с точки зрения способности к контейнированию (от слова контейнер). То есть одновременно мы можем вынашивать и обрабатывать не так много. Есть и личностные особенности, но среднее количество образов равно 1. Печалька. И можно начать расширять поле сознания чем-то грибным, а можно принять данность и научиться работать с тем, что есть. И это не мало, особенно если поднять из закормов все вытесненные фрагменты. И в этом есть смысл, еще и потому, что расширение на самом деле не происходит: вам просто возвращают вытесненный материал. Который вы потом опять вытесняеете, потому что не можете обработать. Я тоже не могу. Точнее не могу сделать это быстро. Поэтому вешаю ярлык и убираю в шкаф "идей на завтра ". 3. Почему эти образы так сложно обработать? А потому что вступает в силу следующий механизм сна - искажение. Что-то становится не тем, чем было. Картинка меняется, обрастает деталями, и уже не ясно, что главное, а что второстепенное. Как крафтовый холодец черного цвета со вкусом клубники. Я по большей части вижу то, что пугает: иногда меня саму, но чаще других. Они то этого не видят. Потому что каждый искажает реальность по своему:) Непросто признать чужих монстров в шкафу и под кроватью. Да и своих тоже. Проще с криками убежать и больше не возвращаться в эту часть своего Я. 4. И даже если вы не вытеснили образ, появляется другая проблема - не хватает слов, чтобы его описать. Как у ребенка, который рассказывает про монстра в шкафу. Нет устойчивой связи аля широкополосная магистраль между фантазией, эмоциями, словами: "все понимаю, а сказать не могу". И это не про навык держать перо или стопу, или чем вы там творите, а про навык извлекать на свет холодец из шкафных монстров. Казалось бы, что сложного: боа (буэ ) и все. Ан нет. Пищеварение предполагает другой способ переработки монстрово-клубничного холодца. Выход не там, где вход:) Кстати про боа. Замечали, что детей и животных иногда тошнит от жадности - хочу все и сразу. Так вот, от творчества тоже может тошнить. Много раз замечала, что если пытаться поднять материал слишком быстро, гарантированы все симптомы отравления и по итогу рвота. Идея контейнирования заключается еще и во внутренней обработке, осмыслении - символизации. И это тоже важная функция сна, ее может не быть только у совсем маленьких детей. И пока мы это делаем, мы впитываем разные полезности. Тут как с жкт - вы понятия не имеете, чем он занят, но весь организм зависит от его способности превращать нечто условно съедобное в топливо. Фактически мы попадаем в зону сновидения, но (очень условно) контролируемого и делаем то, что и любой ребенок - удовлетворяем свою потребность. Только вот в отличии от детских снов, взрослые сны надежно прячут потребности. И их не так просто перевести в действия в реальности - то есть заземлить:) 5. И тут тоже есть нюанс. Называется он словом асимиляция. Это про потребность понять, поговорить, осмыслить во вне . Поэтому так интересно обсуждать образы из "шкафа". Тут мы не просто выражаем некое ХОЧУ, а придаем этому смысл (глубокий философский). По сути соединяем низ с верхом: бессознательное с сознанием, а если совсем повезет, то коллективное бессознательное со смыслом бытия. Заземляемся, центрируемся, налаживаем контакт с реальностью, или как вы это привыкли назвать. Поэтому в процессе работы со снами и арт-терапии (если это не профанация) закрываются "гештальты", находятся ответы, решаются проблемы. Поэтому же часто совмещаются эти два подхода, которые по сути одно:) ПС: попробуем резюмировать. Если у вас творческий запор или вас просто периодически проносит, а хочется выработать ритм и проводить время с пользой:), обратите внимание на удержание (вытеснение), контейнирование, символизацию и ассимиляцию. Эти функции не врожденные, но развиваются при желании и небольшом усилии. И да, вопросы, идеи, мнения приветствуются


Свежие посты
Подпишитесь
bottom of page